Нашли шины дешевле? Снизим цену!

Расход топлива зимой: почему растет и как уменьшить

Расход топлива зимой: почему растет и как уменьшить

Водители замечают, что машина зимой начинает «есть» больше топлива. Минтранс даже увеличивает лимиты организациям для списания горючего в холодный период года (таблица с нормативами ниже). Но почему это происходит? Давайте разбираться вместе. 

Сезонные причины 

Кто хорошо изучал физику в школе, утверждают, что расход топлива зимой должен уменьшаться, ведь в холодное время КПД двигателя выше (холодный воздух немного придает мощности мотору). Но в реальности мы наблюдаем другую картину: машина значительно (иногда на 20%) «просит» бензина больше. Так почему зимой увеличивается расход топлива?

Не будем останавливаться на варианте с барахлящим двигателем: если вы чувствуете, что есть проблемы или на панели загорелся значок Check Engine, не стоит удивляться перерасходу горючего. 

Но если с вашим железным конем все в порядке, вспомните, что наступила зима. После ночи на морозе либо в холодном гараже жидкие составы в трансмиссии становятся гуще — мотору нужно больше энергии для их прогрева. 

Как правило, водители в мороз дольше прогревают авто перед поездкой, включают «печку», подогреватели зеркал и стекол на окнах. Одним словом, расход топлива при прогреве двигателя зимой обязательно подскочит. 

Дополнительные капли бензина или дизеля уходят на выработку электроэнергии, которую в период коротких световых дней мы больше используем при включении бортовых осветительных приборов и фар. 

Дорожные условия и шины

Зимние дорожные условия также немного опустошают бак автомобиля: ездить по заснеженным дорогам и месить снеговую кашу не одно и то же, что проехать по чистой асфальтовой магистрали. А если еще и часто приходится буксовать, сжигаются дополнительные граммы, незаметно переходящие в литры. 

С изменением погоды приходится менять летнюю резину на зимнюю, а она более мягкая и с «зубастым» протектором — эти факторы значительно увеличивают сопротивление при езде, что требует дополнительных усилий от двигателя, который, в свою очередь, «высасывает» больше топлива из бензобака. 

Кстати, если теоретически холод даже полезен мотору, то для трансмиссии и подвески он создает некомфортные условия. Замерзшая смазка в подшипниках и коробке переключения передач требует от силового агрегата больше энергии, усиливает нагрузку на него.

Универсальные факторы 

Кроме сезонных причин перерасхода горючего, рассмотрим ряд универсальных факторов, также влияющих на увеличение расхода топлива зимой:

  1. Неслучайно зимой рекомендуют чаще проверять давление в шинах: приспущенные колеса резко увеличивают сопротивление при движении, что ведет к более высокому потреблению топлива. 

  2. Неполадки с тормозными цилиндрами все время приводят к автоматическому притормаживанию машины, отчего об экономичности и говорить не приходится. 

  3. При неправильном «сход-развале» очень быстро «лысеют» шины и авто буквально «жрет», как домашняя свинка, горючее.

  4. Манера езды. С наступлением зимы многие водители все-таки придерживаются ровного, плавного и спокойного движения, избегают резких маневров и т. д. Но часть автолюбителей, наоборот, пытаются продемонстрировать свое лихачество и мастерство вождения на ледовой поверхности. Агрессивный стиль езды также влияет на повышенный расход топлива и зимой, и летом. 

  5. Традиционное падение скоростного режима на дорогах — это нормальное явление для зимнего периода. Но в мегаполисах образуются глухие пробки. Стоя в них часами, работающий двигатель намного больше потребляет «горючки», чем бы находился в движении, так как много «тянет» вхолостую. 

Некоторые называют это не самой очевидной причиной, но в зимний период меняется плотность воздуха. И чем больше минус на градуснике, тем она выше. Так, при температуре в –40°С плотность воздуха почти на треть больше, чем при 30-градусной жаре (такой разброс температур характерен, например, для сибирской местности). 

А чем выше плотность воздуха, тем сильнее «срабатывает» аэродинамика (сопротивление выше). Чтобы автомобиль, к примеру, сохранял ровный скоростной режим, что и летом, зимой в сильный холод ему нужно больше горючего. Поэтому большой расход топлива зимой — это реальность и неизбежный факт.    

Зимние нормативы расхода топлива

Как рассчитать расход топлива зимой? Для государственных ведомств и структур, организаций различной формы собственности, фирм и компаний со своим автопарком Минтранс РФ устанавливает нормативы, в которых указывает нормы списания топлива в холодное время года… Мы выбрали информацию, которая окажется полезной и частным автолюбителям. Приведем данные по зимней норме расхода топлива за 2021 год в таблице. 


Субъект РФ (или его часть)

Срок действия зимних нормативов на топливо (с учетом зимнего перерасхода)   

Увеличение расхода топлива (максимальная величина зимних надбавок в %)

Москва, Брянская обл., 

Владимирская обл., 

Воронежская обл., 

Ивановская обл., 

Калужская обл. и другие  

1 ноября — 31 марта 

10 %

Белгородская область

11 ноября — 15 марта

7 %

Северные территории   

1 октября — 30 апреля 

20%


Полный перечень нормативных документов, касающихся зимних норм расхода ГСМ, можно найти на сайте Министерства транспорта РФ или в других ведомственных источниках. Зимние нормативы (напомним, они необязательны для частных автовладельцев, лишь носят ознакомительный характер) для тех, кто списывает горючее в каждом регионе, начинаются по-разному в зависимости от климатической зоны. 

Примерный ориентир — понижение температуры от +4°С. Для автомобилей центральной части РФ дается перерасход до 10% (норма действует 5 месяцев), в северной части сверхнорма вдвое больше и действует на протяжении 7 месяцев.  

Зная эти цифры, можно сориентироваться, насколько увеличивается расход топлива зимой и насколько придется больше тратить на горючее в этот период. Однако это средний показатель, учитывайте все факторы и нюансы, описанные выше, плюс дополнительные причины. 

Дополнительные причины 

Как ни странно, но дополнительный груз также влияет на расход топлива. А с учетом того, что зимой в багажнике, кроме запаски, домкрата, набора ключей, огнетушителя и прочего нужного атрибута, «прописывается» еще и лопата, канистра с незамерзайкой, дополнительный инструмент для вызволения авто из сложных условий, машина тяжелеет и потребляет больше миллилитров. 

Из-за нагрузки на авто езда со снегом на крыше также требует сверхдозы топлива, ведь в таком состоянии меняется аэродинамика машины.

Кстати, в магазине «Колёса Даром» можно приобрести зимний автоинвентарь и не только с доставкой в любую точку России. Мы стараемся облегчить жизнь автолюбителям и предлагаем только качественные товары.